Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия») направил обращение (есть в распоряжении «Известий») руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву, в котором просит обратить особое внимание на контракты по проведению оценки госимущества. Как уверяет депутат, нередко оценочные компании выигрывают тендеры на проведение оценки подлежащей приватизации государственной собственности, соглашаясь выполнить эту работу за чисто символическую цену, а порой даже в убыток себе (примечание — Компания ФЭБ представляет независимый центр оценки и экспертизы в Казани). Сами оценщики уверяют, что этот антихозяйственный феномен является имиджевым ходом. Но парламентарий считает, что это может свидетельствовать о сговоре между оценщиками и покупателем госсобственности. В обращении депутата отмечается, что, «несмотря на то что стартовая цена предварительно обосновывается в зависимости от сложности и объема работ, некоторые претенденты не просто значительно снижают цену, а готовы доплатить, лишь бы не потерять право произвести работы по оценке имущества». — Перед приватизацией госимущества либо перед процедурой преимущественного его выкупа, согласно законодательству, заказываются работы по его оценке. Это могут быть довольно дорогостоящие работы, требующие труда десятков специалистов в течение месяцев. Исполнителя работ по оценке госимущества выбирают по конкурсу — кто согласится за меньшую цену, тот и будет оценивать. Удивительно, но в некоторых случаях борьба за право оценить имущество приводит к тому, что претенденты не просто отказываются от 20 млн за работы, они готовы доплатить полмиллиона рублей государству, лишь бы получить право оценить объект, — рассказал Илья Костунов. Единоросс полагает, что за подобными контрактами может стоять намерение получить незаконный доход на занижении стоимости оцениваемого имущества. — Я написал в ФАС по поводу аукционов, когда цена контракта уходит в отрицательные величины. Кроме того, готовлю обращения в правоохранительные органы, чтобы они проверили судьбу госимущества, оцененного подобным образом, и соблюдение государственных интересов в итоге, — подытожил законодатель. Коррупционная схема с манипуляциями оценщиков может состоять из трех составляющих: самого распорядителя госсобственностью, аффилированной с ним компании и оценочной компании, которая, выиграв тендер за счет минимальной цены оценочного контракта, занизит стоимость приватизируемого госимущества. Часть разницы между реальной и заниженной стоимостью покупатель имущества выплатит в виде отката распорядителю и оценщику. В убытке в итоге окажется государство. — Если тендер изначально уходит в минус и оценщик не берет за работу денег, то тут может быть множество различных схем: например, он может впоследствии перепродать этот тендер на оценку, а может вступить в сговор с будущим покупателем собственности и получить деньги от него, — рассказал председатель СРО оценщиков «Экспертный совет», экс-чиновник Росимущества Алексей Каминский. В последние годы самые резонансные случаи приватизации госсобственности по заниженным ценам происходили с имуществом Минобороны РФ в бытность Анатолия Сердюкова главой ведомства. По знаменитому делу «Оборонсервиса» есть факты о продаже целого ряда объектов госсобственности по заниженным ценам. В частности, СКР возбудил дело о продаже в 2011 году по заниженной цене одного из зданий Мосвоенторга на Арбате. По версии Главной военной прокуратуры, тогда же Минобороны с ущербом в 56 млн рублей продало участок на берегу Черного моря. Полтора года назад сотрудниками ГУЭБиПК МВД РФ в Санкт-Петербурге был раскрыт коррупционный механизм, основанный на искусственном занижении стоимости федеральной собственности с последующей продажей заинтересованным компаниям. Тогда несколько оценочных компаний уличили в подготовке за незаконное денежное вознаграждение фиктивных отчетов о стоимости госимущества, подлежащего приватизации. В ФАС РФ «Известиям» по поводу обращения депутата сказали лишь, что ведомство после получения письма рассмотрит его в установленный законом срок. В своем обращении депутат приводит примеры подозрительных, по его мнению, контрактов на оценку имущества. Так, в мае прошлого года департамент городского имущества Москвы проводил конкурс на оценочные работы со стартовой ценой контракта 18,5 млн рублей, при этом нашлась компания, которая согласилась сама заплатить 183 тыс. рублей, чтобы получить право на проведение работ. Кроме этого, в феврале нынешнего года конкурсная комиссия Петрозаводска признала состоявшимся аукцион на право оценки муниципального имущества, в котором победила компания «Межрегиональный центр судебных экспертиз и оценки» из Таганрога, согласившаяся доплатить 82,8 тыс. рублей за проведение работ, хотя сами чиновники до начала аукциона были готовы заплатить за работы около 250 тыс. рублей. В таганрогской компании «Известиям» заявили, что победа в Петрозаводске была имиджевым проектом — на такие условия компания пошла якобы исключительно ради собственного портфолио. В «Межрегиональном центре судебных экспертиз и оценки» отметили, что это не единственный контракт, выстроенный по такой системе. — У нас много таких контрактов, и практически все они подразумевают оценку именно государственного имущества. Большинство их них делаются для портфолио компании-оценщика, — пояснили в центре. Профессор РЭА имени Плеханова, сертифицированный Российским обществом оценщиков оценщик недвижимости Геннадий Стерник рассказал «Известиям», что у компаний по оценке недвижимости и имущества могут быть разные причины для снижения цен на свои услуги, но доплаты за право проведения оценки для улучшения имиджа — крайне специфическое явление. — Сейчас работать трудно, начинается кризис в стране, и во всех сферах это ощущается. Мне как оценщику тоже пришлось столкнуться с необходимостью снижать цены, чтобы получать работу. Внутренняя конкуренция очень высока. В 2008–2009 годах оценщикам тоже приходилось демпинговать, поскольку объем заказом резко сократился. Однако для компании-оценщика маневр с уходом итоговой цены контракта на оценку в минус, по-моему, просто не имеет смысла, — сказал Стерник. — Это интересно, что кто-то может так жертвовать ради репутации, портфолио фирмы, но вполне возможен и такой вариант, что данная причина — лишь предлог, а на самом деле оценочной компании уже предложили подписать своим именем готовый отчет по оценке, то есть работа уже сделана, а с их стороны нужно лишь подтверждение фиктивной экспертизы. Тут могут быть самые различные договоренности. Губернатор Тамбовской области Олег Бетин подтвердил «Известиям», что у властей возникают серьезные проблемы из-за не всегда понятных принципов работы оценщиков имущества. — Это действительно большая проблема. И у нас она также есть. В особенности занижают стоимость земли. И доходит до абсурда — иногда в торговом центре квадратный метр площади оценивают в несколько раз ниже, чем в сельском магазине. Такой произвол начался во многом по причине недавних законодательных изменений, внесенных Минэкономразвития. Если раньше государственную оценку возможно было пересматривать на предмет такого коррупционного сговора, то по нынешней норме оценку госимущества частными компаниями нельзя исправить в течение 3 лет, хотя раньше такая возможность существовала, — заметил губернатор. — А теперь зеленый свет получили все, кто может между собой договориться, и такая коррупционная схема существует. По словам Бетина, такой карт-бланш для оценщиков может привести к тому, что город Тамбов не досчитается в этом году 300 млн рублей дохода в бюджет. — Для нашего города это просто катастрофа. Я был в Совете Федерации по этому вопросу. Валентина Матвиенко и профильный комитет меня поддержали, поддерживают и в Госдуме. Но пока мы боремся с этим явлением, как с ветряными мельницами, — сказал губернатор.
|
Еще о независимой оценке имущества от ФЭБ — здесь
Оставьте комментарий